[教] дети собираются в школе, где их воодушевляют палкой

Когда я слышу слово 教育 «образование», мне вспоминаются слова лауреата Нобелевской премии Кобо Абэ, который сказал, «разве образование — это не раскрывать в ребенке то, что в нем изначально присутствует?».

Однако, давайте посмотрим, каково значение иероглифов в слове «образование».

Старая форма иероглифа 教 «учение, учить» есть на иллюстрации: он состоит их элементов 爻, 子 «ребенок» и 攵 «складной стул». Элемент 爻 изображает дом, на крыше которого перекрещиваются балки. В нашем случае это здание школы. Элемент 子 «ребенок» указывает на детей, которые там учатся.

Изначальная форма элемента 攵 «складной стул» — 攴. Верхняя часть, похожая на знак «ト» изображает ветку дерева, или плеть, хлыст, школьную указку. Элемент 又 изображает руку. Таким образом, элемент 攵 изображает держащую плеть руку, которая что-то бьет.

Поэтому все вместе элементы 爻, 子 и攵, которые входят в состав старой формы иероглифа 教, изображают учителя, который в школе, где собрались дети, с помощью ветки дерева бьет их, чем мотивирует учиться. Отличается от принципа «раскрывать то, что содержится в ребенке изначально», не правда ли?

Элемент 爻, изображающий здание школы, также присутствует в иероглифе 学 «учиться». В его старой форме в верхней части иероглифа то место, которое выглядит нагромождением крестиков, это и есть 爻. Вместе с элементом 冖 они изображают школу. А детей, которые в этой школе находятся, изображает элемент 子 «ребенок» — получается 學.

Кроме того, такая же верхняя часть содержится в старой форме иероглифа 覚 «запоминать, просыпаться» —  覺. Смысл в том, что с помощью учебы человек приобретает знания, и осознает что-то, просыпается.