公 [Место для общественных церемоний]

公 [Место для общественных церемоний]

Когда смешивается служебное и личное, публичное и частное, японцы называют это 公私混同 (ко:си кондо), где – официальный, публичный; – я, личный, частный; 混同 – смешиваться, путаться. В первых двух иероглифах и присутствует элемент厶, который похож на знак катаканы ム [му], но при этом звучит как [си].

Китайский мыслитель Хань Фэй писал в Хань-Фэй-цзы, что厶 (я, личное, частное) противостоит «общественное». В словаре иероглифов Шо Вэнь Цзэ Цзы (説文解字) же указывалось на то, что иероглиф «общественное» состоит из 厶 «я, частное» и 八.

Элемент 八 изображает противопоставление правого и левого, поэтому при добавлении его к элементу «личное» получается противоположное ему «общественное». Кажется, что все просто и понятно.

Однако, если мы посмотрим на старые формы иероглифов и , то увидим, что элемент 厶 в них выглядит совершенно по-разному. Иными словами, если мы посмотрим на форму этих иероглифов, которую они имели в те времена, когда они появились, станет понятно, что пояснение из Хань_фэй-цзы и Шо Вэнь Цзэ Цзы не могут быть верны.

Элемент 厶 изображает сельскохозяйственный инструмент. Соответственно, иероглиф «я, личный, частный» изображает человека, который возделывает поле, где растут зерновые (элемент 禾 «колос») с помощью мотыги. При этом, в старой форме иероглифа 公 на месте элемента 厶 изображет элемент 囗. Здесь элемент 囗 изображает площадь. Как можно увидеть на иллюстрации, две линии, идущие сверху и по бокам от элемента 囗 изображаютоградуплощади, подобно планиметрической карте.

На таких площадях проводились церемонии и праздники, которые были общественными, официальными. Поскольку часто они располагались перед дворцом правителя или рядом с усыпальницей предков, иероглиф также приобрел значение «правитель, князь» и «государственный».

На таких «общественных» площадях также проводились суды. Так, иероглиф 訟, который состоит из элементов 言 «слово, язык» и рассматриваемый нами «общественный» имеет значение «подавать в суд, жаловаться» (например, слово 訴訟 «судебный иск, тяжба»).

О том, что кроме церемоний, праздников и судов на таких площадях проводили ритуалы, посвященные предкам, напоминает иероглиф 頌 «восхвалять», который в сочетании с иероглифом 歌 «песня» дает сочетание 頌歌 «хвалебный гимн, ода».

Из всех иероглифов, в которых содержится элемент 公, самый известный, бесспорно, иероглиф «сосна». Сосна – это вечнозеленое растение с большой кроной и множеством веток, которое вырастает очень высоким. Сосна с древности выступала как благопожелательный символ и использовалась в текстах поздравлений и восхвалений.