Черти вон! Счастье в дом!

Черти вон! Счастье в дом!

В начале февраля японцы праздную «раздел сезонов» и наступление весны. Праздник этот связан с наступлением нового года по лунному календарю, поэтому ритуалы, которые принято выполнять в этом время, связаны с избавлением от чертей и прочих злых влияний, а также с приглашением богов счастья.

Вообще, само слово «сэцубун» (節分せつぶん) указывает на все дни, предшествующие наступлению нового сезона, но когда мы слышим слово «сэцубун», мы вспоминаем именно весенний «сэцубун». День, следующий за «сэцубун» называется «риссюн» (立春りっしゅん) — наступление весны. В этот праздник японцы прогоняют злые силы (обобщенные словом «они» — демоны, черти), разбрасывая соевые бобы, и сопровождая это действие магической фразой «Черти вон! Счастье в дом» (おにそとふくうち). Ритуал разбрасывания бобов называется «мамэмаки» (豆撒きまめま), где «мамэ» — это соевые бобы, а «маки» — разбрасывание (от глагола «маку»), и выполняется как перед домашними алтарями «камидана», так и в храмах, независимо от того, буддийский это храм или синтоистский.

В некоторые крупные храмы также приглашаются борцы сумо, которые традиционно связываются с изгнанием демонов.

Мамэмаки

«Мамэмаки» в храме Икута (Кобэ)

Ритуал разбрасывания бобов «мамэмаки» берет свое начало в период Муромати. Соевые бобы должен разбрасывать мужчина, который родился в год соответствующего животного по китайскому календарю (年男としおとこ [тосиотоко]). Если же такого мужчины не имеется, то разбрасывает бобы другой мужчина или дети. Соевые бобы, которые называются бобами счастья «фуку-мамэ» (福豆ふくまめ) необходимо бросать либо в направлении двери, либо в членов семьи, которые надевают костюмы демонов и пытаются попасть в дом.

Мамэмаки необязательно выполнять в собственном доме, можно посетить храм, в котором проходит праздник весны, кроме того, в храмах разбрасывают не только бобы, но и маленькие конвертики с небольшими подарками, которые можно взять с собой.

«Мамэмаки» в храме Ясака-дзиндзя (Киото)

В Японии существуют храмы, в которых демонов не изгоняют, а наоборот, зовут приходить вместе со счастьем (например, храм Кимпусэн-дзи в Нара или Кидзин-дзиндзя в городе Рандзан-мати префектуры Сайтама). Связано это с тем, что божество такого храма использует демонов в качестве своих помощников.

Чтобы закрепить укрепляющее действие ритуала, принято съедать по одному жареному соевому бобу за каждый прожитый год, плюс один за год следующий, чтобы он был также счастливым.

Счастливые суши «эхомаки»

 

«Эхомаки»

В целях привлечения счастья в новом году также принято есть большой ролл «эхомаки». «Эхомаки» относится к толстым роллам «футомаки», в который обязательно нужно положить семь типов начинки, что указывает на семь богов счастья. Раньше «эхомаки» были традиционными для Осаки, но в настоящее время они скорее связываются с праздником «сэцубун» и продаются по всей стране. Традиционная начинка включает  сушеные стружки тыквы-горлянки «Кампё», огурец или листья салата, омлет «дасимаки-тамаго», горь «унаги», рибы-шиитакэ, мелко нарезанная рыба «оборо». В двухтысячных стали популярны «эхомаки» с несколькими видами морепродуктов.

Съедать «эхомаки» нужно неразрезанными и в молчании, обратившись в направлении, которой является счастливым в новом году. Счастливое направление 2018 года юго-юго-восток.

Синий демон и красный демон

 

Красный и синий демоны в храме Родзан-дзи в Киото

На «сэцубун» соевые бобы бросают в двух демонов, один из которых должен быть красным, а другой должен быть синим. Это связано с тем, что в буддизме выделяется несколько типов демонов, которые имеют различную окраску в зависимости от своей функциональной принадлежности. Таким образом, выгоняя красного демона, японцы борются со скупостью, страстным желанием чего-либо, а выгоняя синего демона — с гневом и злобой. Демоны могут выступать и расширенным составом, включающим более широкий спектр злых сил.

Пикантная особенность демонов: в соответствии с представлениями о моде в среде демонов, уже долгие столетия они носят изящные укороченные штанишки из тигриной шкуры, а в качестве аксессуара используют дубину или иные боевые орудия.